Туризм | Страны и города мира

    Страны мира:

    Города мира:

 

 


Иерусалим

Общие сведения.

Иерусалим — столица современного Израиля, наиболее крупный город страны, место паломничества верующих со всего мира. Иерусалим священен для приверженцев трех мировых религий: христианства (ведь именно в этом городе окончил свою земную жизнь Иисус Христос), иудаизма (Иерусалим для иудеев — столица их первого царства и вечный исторический символ) и ислама (согласно мусульманскому преданию, из Иерусалима совершил вознесение на небо пророк Мухаммед).

Природные условия.

Иерусалим расположен в центральной части Израиля, на 60 км восточнее Средиземного моря и в 30 км к западу от Мертвого моря. Город раскинулся на небольшой возвышенности — Иудейском плато, на высоте 740 м над уровнем моря.

Осадки выпадают преимущественно в течение 6-7 месяцев: с октября по март или апрель. В период с мая по сентябрь дождей практически не бывает. Среднегодовой уровень осадков составляет примерно 550-560 мм. Январь — наиболее холодный месяц в Иерусалиме (+7° С), а июль — самый теплый (от +23 до +38° С). Нередко в зимние месяцы наблюдаются небольшие заморозки и выпадение осадков в виде снега. Сильная жара летом обусловлена влиянием пустынного северо-восточного ветра под названием «хамсин».

Естественной растительности в городе немного, здесь преобладают полупустынные травы и кустарники, отдельные участки занимают сосны.

Население, язык, вероисповедание.

Численность населения Иерусалима составляет около 700 тыс. человек. Основными этническими группами являются евреи (свыше 80%) и арабы (более 10%). Родители примерно 50% жителей столицы мигрировали сюда из более чем 100 стран мира.

Государственные языки — иврит и арабский. Среди населения Иерусалима распространены также английский, русский, французский, идиш. Большинство верующих, проживающих в столице (около 80%), исповедуют иудаизм, ислам — более 10% жителей города, христианство — около 5%.

История развития.

Археологи датируют возникновение поселений в районе Иерусалима 3500 г. до н. э. По мнению историков, первые поселенцы жили в пещерах на восточном холме, вблизи горного источника Гион. Название Иерусалим впервые упоминается в текстах Древнего Египта. В период правления египетского фараона Эхнатона (около 1390-1360 гг. до н. э.) территория Иерусалима уже находилась под его властью. До захвата города израильтянами он был более известен как Иевус, а его жители именовались иевусеями.

Завоевание Иерусалима израильтянами датируется примерно 1000 г. до н. э. Первыми овладели городом воины царя Давида. Жители тогдашнего Иевуса полагали, что городские укрепления очень мощны и неприступны, однако войску Давида, воспользовавшемуся проходом через подземный туннель, удалось победить защитников крепости. С того времени иерусалимская крепость Сион стала носить название города Давидова. В период правления царя Давида его город занимал относительно небольшую территорию: от источника Гион до пруда Си-лоам. На восточной окраине находился холм над Кедронской долиной.

Во времена царя Соломона (около 973-933 гг. до н. э.) в Иерусалиме началось более интенсивное строительство. Здесь были возведены новая городская стена и храмовый комплекс Соломона, являвшийся наиболее значимым сооружением в городе. Быстрый рост и развитие Иерусалима предопределили его статус международного торгового центра. На строительство храма Соломона потребовалось более 7 лет; для проведения работ по возведению этого величественного здания царем Тира Хирамом в распоряжение Соломона были направлены искусные зодчие, а из соседнего Ливана прислана ценная кедровая древесина. Южнее храма был выстроен дворец Соломона (его сооружение заняло 13 лет), а также дворец его жены, являвшейся дочерью египетского фараона.

Для защиты от нападений со стороны Ассирии в городе был проложен туннель, который пришлось прорубать через скалу на большой глубине. В 701 г. до н. э. ассирийский царь Синахериб действительно предпринял попытку захватить Иерусалим, но она завершилась неудачей. Взятие города удалось осуществить лишь царю Вавилона, Навуходоносору II. Это событие произошло в 598 г до н. э., а некоторое время спустя, после восстания жителей Иерусалима в 587 г до н. э., город был очень сильно разрушен вавилонянами: городские стены оказались наполовину снесенными, а постройки, в том числе и дворец Соломона, значительно пострадали от пожара.

Вернувшись из вавилонского плена, жители Иерусалима приступили к строительству новых зданий в городе. В 516 г. до н. э. здесь возвели Второй храм, который, к сожалению, уступал по красоте и величию знаменитому храму Соломона. Вновь отстроенный город занимал небольшую площадь и не играл особой роли в политической жизни страны. В 320 г. до н. э. Иерусалим был захвачен египетским правителем Птолемеем I. Захватнические военные действия проводились египетскими войсками в еврейскую субботу, что помешало жителям города оказать достойное сопротивление врагу. Тем не менее в начале 200-х гг. до н. э. царю государства Селевкидов, Антиоху III Великому, удалось присоединить территорию Палестины к своим землям, отвоевав ее у египтян. С этого периода в Иерусалиме начали утверждаться традиции и обычаи эллинов, поскольку в царстве Селевкидов была распространена греческая культура.

Во II в. до н. э. в Иерусалиме вспыхнуло народное восстание против засилья династии Селевкидов. Предводителем повстанцев выступил Иуда Маккавей, отрядам которого удалось захватить территорию Иерусалима в 164 г. до н. э. Маккавеи (так стали называться восставшие) отвоевали иерусалимский храм, который был осквернен и захвачен в 168 г. до н. э. представителем династии Селевкидов — Антиохом IV, пытавшимся упразднить иудейскую религию. После того как храм в Иерусалиме вновь перешел к иудеям-маккавеям, они совершили повторный обряд его освящения, и столь знаменательное событие вошло в историю иудаизма и всех мировых религий (в этот день ежегодно отмечается иудейский праздник Освящения — Ханукка). Окончательное же освобождение Иерусалима от власти Селевкидов произошло примерно в 143 г. до н. э. Хасмонеи (поздние макковеи) построили в городе дворец для новых правителей независимого иудейского царства.

В I в. до н. э. сыновья хасмонейского царя Александра Ианайи, Аристовул и Гиркан, вели междоусобную борьбу за власть, и этой ситуацией с большой выгодой для себя воспользовались римляне, подчинившие себе территорию Иерусалима. В 63 г. до н. э. римский полководец Помпеи после кратковременной осады города овладел иудейским храмом, однако не стал подвергать его разрушениям или разграблению, а проявил лояльность по отношению к сторонникам иудейской веры.

В 40 г. до н. э. правителем иудейского царства был назначен Ирод, сын македонского полководца Антипатра, являвшегося приближенным 1ая Юлия Цезаря. При царе Ироде Великом в Иерусалиме развернулось обширное градостроительство. В период с 40 по 4 г. до н. э. (время правления Ирода) были возведены царский дворец со множеством громадных залов и садом, мощные каменные башни Гиппик, Мариамна и Фасаил, а также крепость Антония, названная так в честь римского полководца Марка Антония, правившего тогда в восточных провинциях Римской империи. Внутри крепости размещался очень красивый дворец. Во времена правления Ирода Великого было закончено и сооружение высоких стен, окружавших иерусалимский храм и состоящих из огромных каменных плит.

Ирод также отдал распоряжение о начале строительства множества других городских зданий, среди которых следует особо отметить театр, амфитеатр и ипподром. Важной вехой в формировании архитектурного облика Иерусалима той эпохи являлась и реконструкция храма. Работы по перестройке здания проводились специально подготовленными для этого священнослужителями, а выбор архитектурных форм и деталей был основан на канонах иудейской религии. К строительству храма приступили примерно в 20 г. до н. э., а продолжалось оно в течение нескольких десятилетий, вплоть до 70 г. н. э., когда это сооружение было сожжено римлянами. Согласно преданию, в храме находились места распятия и погребения Иисуса Христа.

В 70 г. в Иерусалиме произошло восстание иудейского населения, в ответ на которое римляне под предводительством полководца Тита произвели осаду города, а затем захватили его и полностью разрушили. Помимо сожжения храма, римские воины уничтожили почти все то, что было построено в период правления Ирода Великого. После того как отряды Тита покинули Иерусалим, уцелели лишь башни 1иппик, Фасаил, Мариамна и часть городской стены.

Во времена правления римского императора Адриана были предприняты попытки возрождения культурного и архитектурного облика Иерусалима как языческого города. Однако это вызвало массовое недовольство иудеев и привело к новому народному восстанию в городе, произошедшему в 132 г н. э. Оно было подавлено войсками Адриана в 135 г., и вскоре император отдал распоряжение о строительстве новых кварталов в Иерусалиме. Реконструкции подверглись здания общественных бань, ипподром, театр и др. Кроме того, в городе приступили к сооружению храма Юпитера Капитолийского (на месте бывшего иудейского храма), а также храма Венеры (на месте Гроба Христа). Иудеи на территорию Нового города не допускались: тот, кто нарушал этот запрет, карался смертной казнью. В эпоху распространения христианства, в частности в IV-V вв., город приобрел новое значение для религиозной жизни империи.   Во времена правления императора Константина Иерусалим стал христианским городом, а гробница Иисуса Христа снова стала доступна для верующих. На ее месте была построена базилика, освященная в 325 г. Впоследствии это сооружение подвергалось разрушениям и несколько раз перестраивалось заново. Базилика, возведенная крестоносцами на месте гробницы Иисуса, сохранилась до настоящего времени. Она известна под названием церкви Гроба Господня.

В 614 г. персидские войска, возглавляемые иранским царем Хосровом II, вторглись в Иерусалим и захватили его. В 638 г. городом овладел арабский халиф Омар, давший Иерусалиму новое название — Эль-Кудс. Храм был переименован в Благородное святилище (Харам аш-Шариф), а к югу от него возвели мечеть Эль-Акса. Еще одна иерусалимская мечеть была построена прямо над огромной скалой. Ее назвали Куббат ас-Сахра, что в переводе с персидского означало «купол над скалой».

В 1072 г. Иерусалим был взят войсками турок-сельджуков, а в 1099 г. городом овладели отряды крестоносцев под предводительством герцога Нижней Лотарингии 1отфрида Бульонского. Он стал первым правителем Иерусалимского королевства, столицей которого объявили город Иерусалим. В 1187 г. власть в Иерусалиме перешла в руки египетского султана Саладина, возглавившего борьбу мусульман с крестоносцами. Последним удалось отвоевать город в 1229 г, однако уже в 1244 г. отряды мусульман снова одержали победу и подчинили себе территорию Иерусалима. Турецкие войска Османской империи вторглись в Иерусалим в 1517 г., после чего здесь была установлена власть турецкого султана. Во время правления султана Сулеймана Великолепного (1520-1566 гг.) вокруг центральной части города была сооружена крепкая каменная стена, которая сохранилась до наших дней. Исламская власть утвердилась на территории Иерусалима вплоть до начала Первой мировой войны, несмотря на то что уже к концу XIX в. значительную часть населения города составляли иудеи. В XIX в. в Иерусалим начали мигрировать евреи, проживавшие ранее в Европе. Такое переселение иудеев на историческую родину получило название «алия», т. е. «исход». Впоследствии численность еврейского населения в Иерусалиме значительно пополнилась в результате прибытия мигрантов из России, Польши и Австро-Венгрии.

До 1860 г. Иерусалим окружала высокая стена, а сам город составляли четыре национальных квартала — еврейский, армянский, мусульманский и христианский. К 1875 г. большинство жителей города являлись иудеями, и границы еврейских поселений стали расширяться: евреи строили свои дома уже за городскими стенами.

Период турецкого господства над Иерусалимом продолжался до поражения турок в Первой мировой войне (решающий удар по турецким и германским войскам нанесла армия Британии). Иерусалим, являвшийся частью территории Палестины, находился под контролем Великобритании до 1948 г., до образования еврейского государства Израиль. Интенсивное развитие города в период британского правления привело к повышению уровня жизни горожан и экономическому процветанию. В Иерусалиме появились новые жилые кварталы, в каждом из которых можно было найти яркие особенности быта и национальных традиций той или иной части городского населения.

Весной 1948 г британские войска покинули территорию Иерусалима. Согласно решению, принятому на заседании Организации Объединенных Наций, Иерусалиму полагалось находиться под международным контролем, но в результате военных действий 1948-1949 гг., которые велись между арабской и израильской сторонами, одна часть города (Старый город) перешла в ведение Иордании, а другая (Новый город) стала подчиняться Израилю. Во многих районах города были установлены границы нейтральных полос между территориями, принадлежащими Иордании и Израилю. 14 декабря 1949 г Иерусалим объявили столицей Израиля.

В 1967 г., в ходе арабо-израильского вооруженного конфликта, войска Израиля оккупировали районы Иерусалима, ранее принадлежавшие Иордании, заявив о создании на территории города единого муниципалитета. Границы разных государств, обозначенные в пределах Иерусалима, были стерты (в том числе уничтожены и символические Мандельбаумские ворота, соединявшие в прошлом сектор Израиля и сектор Иордании). В территорию Нового города оказались включены гробницы Рахили и Вифиния, что же касается Вифлеема, то он остался за пределами Иерусалима. Значительная часть Старого города была разрушена (главным образом во время событий 1948-1949 гг.), и горожане приступили к проведению восстановительных работ и реконструкции зданий.

В 1980 г. Иерусалим был провозглашен вечной и неделимой столицей Израиля. В последние десятилетия вокруг города создавались небольшие поселения, жители которых занимались преимущественно сельским хозяйством: выращиванием садов, виноградников, откормом молочного скота и птицы. В Новом городе велось интенсивное строительство, в том числе торговых и промышленных зданий, коттеджей. В начале 1990-х гг. увеличился приток в Иерусалим мигрантов еврейской национальности, в основном из России.

Культурное значение.

Современная столица Израиля состоит из двух частей — Старого города и Нового города. Старый город делится на 4 квартала: в южной стороне находится еврейский квартал, в юго-западной — армянский, на северо-западе расположился христианский, соседствующий с церковью Гроба Господня, а на востоке и северо-востоке — мусульманский, включающий в себя древний храмовый комплекс, а также врата Святого Стефана, врата Ирода и Золотые врата. Восточнее Золотых врат, через которые, по преданию, в город вошел Иисус Христос, располагается Гефси-манский сад. Новые врата и врата Яффы, или Вифлеемские, находятся в христианском квартале, а врата Сиона — в еврейском. Южнее врат Сиона возвышается гора Сион, рядом с которой размещается знаменитая гробница царя Давида.

Город имеет форму квадрата, который образуют стены ворот, окружающих Иерусалим со всех сторон. Время сооружения большинства городских ворот датируется ХУГ в. В число наиболее значимых достопримечательностей исторического центра столицы входят церковь Гроба Господня; Стена Плача, представляющая собой фрагменты древнего храма, сооруженного во времена правления иудейского царя Ирода Великого; мусульманские святыни — мечеть Эль-Акса и место вознесения пророка Мухаммеда; цитадель, выстроенная в ХГУ в. на месте разрушенной крепости правителя Ирода Великого.

Церковь Гроба Господня и знаменитый Камень Помазания находятся вблизи горы Голгофы. Храмовые постройки включают в себя придел Распятия, Погребения и Воскресения Господа Иисуса Христа и 7 других приделов, а также здание монастыря с несколькими пристройками. В районе Голгофы возведены Г2 греческих монастырей, а еще один расположен неподалеку от ворот Сиона. На Сионской горе сооружены 3 армянских монастыря.

В храме Гроба Господня можно увидеть и множество других достопримечательностей священного города, например гробницы Святых Иосифа и Никоди-ма, места погребения Адама и Мельхиседека, место, где находилась дева Мария при помазании Тела Иисуса, а также место, в котором воскресший Иисус предстал Марии Магдалине и Богоматери и в котором по прошествии трех столетий был обретен Животворящий Крест Господень.

В армянском монастыре Святого Иакова (ХГГ в.) находится ценное собрание старинных книг. В число достопримечательностей монастыря входят и камень, закрывавший дверь Святого Гроба, и место, где, согласно преданию, брат Иисуса Христа, Иаков, принял мученическую смерть. В монастыре абиссинцев, расположенном несколько южнее храма Гроба Господня, растет легендарное масличное дерево: в его ветвях, как гласит древнее предание, запутался барашек, которого Авраам принес в жертву вместо Исаака. Немалый интерес представляют также Коптский и Латинский монастыри, находящиеся в Старом городе. На вершине горы Сион располагается гробница царя Давида, известная еще с TV в. Это одно из наиболее примечательных сооружений в столице, свято почитающееся местными жителями. По преданию, именно здесь Христос и его ученики совершали Тайную вечерю, и именно отсюда берет начало таинство Святого причастия.

Еще один историко-архитектурный памятник Иерусалима, церковь Христова, находится на горе Сион, в юго-восточном направлении от ворот Яффы.

Она была выстроена англичанами и пруссаками, сторонниками протестантской веры.

Среди русских архитектурных сооружений, находящихся в северо-западной части Иерусалима, можно выделить здание христианской церкви, построенной в византийском стиле, каменный двухэтажный госпиталь, посередине которого расположена православная церковь Русской духовной миссии и библиотека.

В Иерусалиме построен университет (1918 г.), открыты несколько общественных библиотек и музеев, в том числе Национальный музей «Бецалель», где собрана коллекция произведений искусства, и Национальный музей Израиля, экспозиция которого содержит предметы искусства и ряд археологических памятников. В 1954 г. в столице приступили к строительству нового комплекса Еврейского университета. В 1960 г. в городе был основан медицинский центр «Хадасса».

Информация для туристов.

В священный город туристов привлекают прежде всего богатейшая история Иерусалима и памятники, связанные со становлением трех мировых религий. В столице прекрасно налажен выпуск сувениров и предметов религиозного культа, предназначенных специально для продажи гостям города. Множество туристов устремляются прежде всего к храму Гроба Господня — христианской святыне, входящей в список достопримечательностей Всемирного наследия ЮНЕСКО. Как правило, туристы при осмотре памятных мест столицы совершают следующий маршрут: церковь Гроба Господня, Крестный путь, Гефсиманскии сад, Масличная гора, церковь Вознесения, Вифиния. Большое значение придается и посещению мусульманской святыни — мечети Эль-Акса.

Всего около 30 км отделяют Иерусалим от Мёртвого моря — уникального природного водоема, в котором невозможно утонуть. Богатый минеральный состав Мёртвого моря обуславливает его целебные свойства, и потому на побережье устремляются сотни и тысячи приезжих. Они отдыхают и проходят курс лечения в комфортабельных пансионатах.

Денежная единица, имеющая хождение в Иерусалиме, — шекель.

вернуться к началу страницы...

 


Туризм@yaxy.ru | ©®¥ 2000-2010 Страны и города мира